3 Июня 2020
Государственная дума Российской Федерации в сложных условиях пандемии продолжает работать над федеральными законами. Идут обсуждения на пленарных заседаниях,
в профильных комитетах, ведется прием граждан в регионах. Мы попросили рассказать о работе комитета Госдумы по транспорту и строительству заместителя его руководителя, председателя экспертного совета по железнодорожному транспорту Владимира Афонского.
Граждане и бизнес требуют защиты
– Владимир Игоревич, основная деятельность вашего комитета – работа по законодательному обеспечению в сфере транспорта и строительства. Но это в мирное время. А сейчас, когда во всех странах объявлена война коронавирусу, какие задачи стоят перед депутатами РФ?
– Отмечу, что мы в Думе сумели в короткие сроки скорректировать повестку пленарных заседаний, для того чтобы в первую очередь проработать и принять законы, которые позволят жить и работать в новой реальности. Так, в кратчайшие сроки были приняты поправки в десятки законов, направленные на защиту граждан и бизнеса в условиях эпидемии. Например, комитет по транспорту и строительству рассмотрел и рекомендовал Государственной думе к принятию новые правила техосмотра автотранспорта. Введение целого ряда требований в связи с эпидемией было перенесено на 2021 год.
Совместно с правительством были приняты решения, которые не потребуют в этот период переоформлять разрешительные документы, диагностические карты, автомобильные права, несмотря на истечение сроков их действия.
23 марта я выступил с предложением установить в такси прозрачные перегородки между водителем и пассажиром. Основная цель этой инициативы – борьба с распространением коронавируса и безопасность водителей и пассажиров. Ведь водители такси находятся в зоне риска заражения коронавирусом, их профессия подразумевает десятки контактов в день с людьми, каждый из которых может быть потенциальным переносчиком COVID-19.
24 марта я призвал применять для водителей такси, в том числе маршрутных, не только маски, дезинфицирующие средства, но и защитные перчатки. Соответствующее письмо мы направили руководителю рабочей группы госсовета РФ по борьбе с коронавирусом.
– Приходится ли корректировать работу правительства в условиях пандемии, вносить конкретные предложения для поддержки экономики страны и ее народа?
– Мы активно взаимодействуем с правительством РФ, обсуждаем меры поддержки граждан и отраслей экономики. Для того чтобы глубже понять проблемы и выработать оптимальные решения, я общаюсь с коллегами из общественных организаций (веду дистанционный прием граждан, принимаю участие в онлайн-форумах Союза операторов железнодорожного транспорта, Союза транспортников Кубани, много общаюсь с экспертами по скайпу и телефону). Эта работа позволяет правильно формировать повестку в сегодняшней непростой ситуации. Особо хочу отметить совещание по развитию транспорта, которое провел президент Владимир Владимирович Путин 7 мая, где представители отрасли железнодорожных перевозок России выдвинули ряд предложений по спасению отрасли в условиях экономического кризиса на фоне пандемии коронавируса.
В частности, ОАО «РЖД» предложило покрывать дефицит в условиях снижения перевозок и падения доходов так называемыми вечными бондами. На такую идею руководство компании натолкнуло критическое сокращение внутренних грузоперевозок, которое за последнее время составило более 11%. Компания не просит средств из федерального бюджета, а готова привлечь их через механизм бессрочных облигаций, выпустив их на сумму не менее 370 млрд руб. И я, и мои коллеги прекрасно понимаем, что сейчас необходимо в сжатые сроки подготовить и обсудить нормативную базу для этого нового финансового инструмента (бессрочных облигаций, выпускаемых некредитными организациями).
В настоящее время выпускать «вечные» облигации законодательно разрешено только кредитным организациям. Новая нормативная база позволит создать возможность размещать такие бумаги и другим компаниям.
В качестве еще одной меры, поддерживающей железную дорогу, РЖД просят заморозить ставку налога на имущество по объектам сферы на уровне 2020 года. Комитет по транспорту и строительству внимательно рассмотрит предложенные варианты нормативного регулирования и сформирует по ним взвешенное решение.
– Не кажется ли Вам, что нынешние форс-мажорные обстоятельства показали необходимость вносить изменения в федеральное и региональное законодательство?
– В российские законы с начала года был внесен целый ряд поправок и дополнений, направленных на то, чтобы граждане России строже соблюдали режим изоляции в период эпидемий. К федеральным законодателям присоединились и региональные, которые также начали вносить изменения в свои кодексы об административных правонарушениях. Почему я обращаю внимание на эти документы? Потому что до этой эпидемии в нашем законодательстве отсутствовали реальные и весомые санкции за игнорирование такого режима, а для того, чтобы добиться реальных позитивных результатов, пришлось ужесточить ответственность за нарушение требований карантинного периода. Несомненно, уже сейчас необходимо думать о будущем. Как не допускать подобного форс-мажора впредь? Как противостоять латентным угрозам? Я думаю, эти вопросы станут одним из направлений нашей работы в ближайшее время.
Нужно ли менять модель транспортной отрасли
– Наверное, и модель, по которой работает транспортная отрасль, тоже устарела?
– Я бы с этим тезисом не согласился. Например, по всем ключевым показателям российские железные дороги сегодня входят в ведущую мировую пятерку вместе с ЕС, США, Китаем, Индией. А некоторые сегменты транспортной отрасли в России имеют гораздо больший потенциал роста, чем у зарубежных коллег. Конечно, модель, по которой работает сейчас транспортная отрасль и российские железные дороги в частности, необходимо модернизировать. Нужны новые инвестиции, прорывные инфраструктурные проекты, современные логистические решения, которые позволят оптимизировать затраты и стать более конкурентоспособными с учетом определения центров экономической активности, как, например, Юго-Восточная Азия и Западная Европа.
Очень важно побеждать в конкуренции за импортные грузы, которые возятся из того же Шанхая, к примеру, в Пермь или Екатеринбург. Сегодня эти грузы идут, как правило, морем до балтийских портов, а далее – автотранспортом до места назначения.
Для того чтобы победить в этой конкурентной борьбе, железнодорожной отрасли необходима капитальная реконструкция Транссиба с ликвидацией узких мест, заменой отживших свой век искусственных сооружений, полной модернизацией систем управления движением и перевозками. Такая задача поставлена политическим руководством страны и будет решаться в меру бюджетных возможностей государства и, в частности, ОАО «РЖД».
– Многие годы каждый вид транспорта вел жесткую конкуренцию между собой за грузы и пассажиров, часто ставя свои интересы выше общегосударственных. Может ли Госдума оказать влияние на транспортников, чтобы те перешли от конкуренции к сотрудничеству?
– Состояние и развитие транспорта в Российской Федерации имеют исключительное значение для нашей страны. Транспорт наряду с другими инфраструктурными отраслями обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. А наличие здоровой конкуренции стимулирует транспортные предприятия к повышению качества услуг и заставляет их придерживаться тарифов, которые формируются на рынке транспортных услуг. Во избежание различных нарушений в отрасли Государственная дума делает все, чтобы стимулировать транспортные предприятия к повышению качества предоставляемых услуг. И, конечно, законодательно ставить барьер недобросовестной конкуренции – это наша задача.
– Вы приняли личное участие в разработке изменений в федеральный закон «О железнодорожном транспорте в РФ» в целях реализации приоритетных проектов по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. В чем суть этих изменений и на какой стадии рассмотрения они находятся?
– Законопроект разработан в целях решения масштабных задач, поставленных президентом Российской Федерации, по существенному сокращению сроков реализации инвестиционных проектов. Речь идет об особенностях законодательного регулирования, которые предлагается распространить на строительство объектов железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей.
Мы предлагаем сделать это за счет ускорения темпов строительства путем оптимизации и упрощения процедур в сфере строительства, в том числе тех, которые были успешно апробированы при реализации проектов транспортной инфраструктуры для обеспечения транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами.
В апреле текущего года Государственная дума приняла законопроект в первом чтении. Законопроект был поддержан большинством голосов, за него проголосовали 276 депутатов (61,3% от состава нижней палаты парламента), но ко второму чтению его ждут серьезные доработки. В настоящее время мы ждем экспертные мнения и поправки к законопроекту от регионов.
Главная задача законопроекта – упростить процедуру получения согласований и проектной строительной документации при реконструкции и строительстве линейных объектов. Когда мы научимся решать такие вопросы за 2–3 месяца (а не в течение нескольких лет), тогда Россия станет привлекательной страной для скоростных транзитных пассажирских и грузовых перевозок и все виды транспорта будут доставлять и пассажиров, и грузы быстро, надежно и безопасно.
Транссибу и БАМу открыт зеленый
– Владимир Игоревич, проект поправок к закону о железнодорожном транспорте, призванный ускорить железнодорожные стройки, особенно на Восточном полигоне, и одобренный президентом РФ В. В. Путиным, встретил резкую критику юристов.
А каково мнение депутатов по этому вопросу?
– Мы с Вами уже говорили о необходимости модернизации железнодорожной отрасли России, развитии транспортных коридоров Запад – Восток и Север – Юг для перевозки грузов. Сейчас как никогда нам нужны прорывные инфраструктурные проекты, современные логистические решения и главное – все это нужно сделать в очень короткие сроки. При этом, как Вы знаете, темпы инфраструктурного строительства упираются в законодательные и подзаконные акты субъектов Федерации, в согласование с местными чиновниками, сложную и довольно запутанную схему принятия решений. Именно это и обусловило появление поправок о создании особого законодательного режима для строительства крупного и значимого для экономики инфраструктурного объекта. Это необходимая мера. Комитет по транспорту и строительству это понимает и концептуально данный законопроект поддерживает. Конечно, и у нас есть целый ряд замечаний, касающихся судебных решений об изъятии земель, проведения общественных слушаний, экспертизы. Они изложены в решении комитета при подготовке законопроекта к первому чтению. Думаю, к моменту рассмотрения законопроекта во втором чтении все эти вопросы будут урегулированы.
– Что технически нужно Государственной думе, чтобы принять в весеннюю сессию «строительный закон о БАМе и Транссибе» во втором чтении?
– Государственная дума при рассмотрении этого законопроекта работает в плановом порядке. С 1 по 21 апреля в соответствии с регламентом комитет принимал поступающие поправки к законопроекту. Сейчас идет работа над подготовкой текста законопроекта ко второму чтению.
По материалам:
https://www.rzd-partner.ru/logistics/interview/vladimir-afonskiy-seychas-kak-nikogda-nam-nuzhny-proryvnye-infrastrukturnye-proekty/
Беседовал Олег Дьяченко
в профильных комитетах, ведется прием граждан в регионах. Мы попросили рассказать о работе комитета Госдумы по транспорту и строительству заместителя его руководителя, председателя экспертного совета по железнодорожному транспорту Владимира Афонского.
Граждане и бизнес требуют защиты
– Владимир Игоревич, основная деятельность вашего комитета – работа по законодательному обеспечению в сфере транспорта и строительства. Но это в мирное время. А сейчас, когда во всех странах объявлена война коронавирусу, какие задачи стоят перед депутатами РФ?
– Отмечу, что мы в Думе сумели в короткие сроки скорректировать повестку пленарных заседаний, для того чтобы в первую очередь проработать и принять законы, которые позволят жить и работать в новой реальности. Так, в кратчайшие сроки были приняты поправки в десятки законов, направленные на защиту граждан и бизнеса в условиях эпидемии. Например, комитет по транспорту и строительству рассмотрел и рекомендовал Государственной думе к принятию новые правила техосмотра автотранспорта. Введение целого ряда требований в связи с эпидемией было перенесено на 2021 год.
Совместно с правительством были приняты решения, которые не потребуют в этот период переоформлять разрешительные документы, диагностические карты, автомобильные права, несмотря на истечение сроков их действия.
23 марта я выступил с предложением установить в такси прозрачные перегородки между водителем и пассажиром. Основная цель этой инициативы – борьба с распространением коронавируса и безопасность водителей и пассажиров. Ведь водители такси находятся в зоне риска заражения коронавирусом, их профессия подразумевает десятки контактов в день с людьми, каждый из которых может быть потенциальным переносчиком COVID-19.
24 марта я призвал применять для водителей такси, в том числе маршрутных, не только маски, дезинфицирующие средства, но и защитные перчатки. Соответствующее письмо мы направили руководителю рабочей группы госсовета РФ по борьбе с коронавирусом.
– Приходится ли корректировать работу правительства в условиях пандемии, вносить конкретные предложения для поддержки экономики страны и ее народа?
– Мы активно взаимодействуем с правительством РФ, обсуждаем меры поддержки граждан и отраслей экономики. Для того чтобы глубже понять проблемы и выработать оптимальные решения, я общаюсь с коллегами из общественных организаций (веду дистанционный прием граждан, принимаю участие в онлайн-форумах Союза операторов железнодорожного транспорта, Союза транспортников Кубани, много общаюсь с экспертами по скайпу и телефону). Эта работа позволяет правильно формировать повестку в сегодняшней непростой ситуации. Особо хочу отметить совещание по развитию транспорта, которое провел президент Владимир Владимирович Путин 7 мая, где представители отрасли железнодорожных перевозок России выдвинули ряд предложений по спасению отрасли в условиях экономического кризиса на фоне пандемии коронавируса.
В частности, ОАО «РЖД» предложило покрывать дефицит в условиях снижения перевозок и падения доходов так называемыми вечными бондами. На такую идею руководство компании натолкнуло критическое сокращение внутренних грузоперевозок, которое за последнее время составило более 11%. Компания не просит средств из федерального бюджета, а готова привлечь их через механизм бессрочных облигаций, выпустив их на сумму не менее 370 млрд руб. И я, и мои коллеги прекрасно понимаем, что сейчас необходимо в сжатые сроки подготовить и обсудить нормативную базу для этого нового финансового инструмента (бессрочных облигаций, выпускаемых некредитными организациями).
В настоящее время выпускать «вечные» облигации законодательно разрешено только кредитным организациям. Новая нормативная база позволит создать возможность размещать такие бумаги и другим компаниям.
В качестве еще одной меры, поддерживающей железную дорогу, РЖД просят заморозить ставку налога на имущество по объектам сферы на уровне 2020 года. Комитет по транспорту и строительству внимательно рассмотрит предложенные варианты нормативного регулирования и сформирует по ним взвешенное решение.
– Не кажется ли Вам, что нынешние форс-мажорные обстоятельства показали необходимость вносить изменения в федеральное и региональное законодательство?
– В российские законы с начала года был внесен целый ряд поправок и дополнений, направленных на то, чтобы граждане России строже соблюдали режим изоляции в период эпидемий. К федеральным законодателям присоединились и региональные, которые также начали вносить изменения в свои кодексы об административных правонарушениях. Почему я обращаю внимание на эти документы? Потому что до этой эпидемии в нашем законодательстве отсутствовали реальные и весомые санкции за игнорирование такого режима, а для того, чтобы добиться реальных позитивных результатов, пришлось ужесточить ответственность за нарушение требований карантинного периода. Несомненно, уже сейчас необходимо думать о будущем. Как не допускать подобного форс-мажора впредь? Как противостоять латентным угрозам? Я думаю, эти вопросы станут одним из направлений нашей работы в ближайшее время.
Нужно ли менять модель транспортной отрасли
– Наверное, и модель, по которой работает транспортная отрасль, тоже устарела?
– Я бы с этим тезисом не согласился. Например, по всем ключевым показателям российские железные дороги сегодня входят в ведущую мировую пятерку вместе с ЕС, США, Китаем, Индией. А некоторые сегменты транспортной отрасли в России имеют гораздо больший потенциал роста, чем у зарубежных коллег. Конечно, модель, по которой работает сейчас транспортная отрасль и российские железные дороги в частности, необходимо модернизировать. Нужны новые инвестиции, прорывные инфраструктурные проекты, современные логистические решения, которые позволят оптимизировать затраты и стать более конкурентоспособными с учетом определения центров экономической активности, как, например, Юго-Восточная Азия и Западная Европа.
Очень важно побеждать в конкуренции за импортные грузы, которые возятся из того же Шанхая, к примеру, в Пермь или Екатеринбург. Сегодня эти грузы идут, как правило, морем до балтийских портов, а далее – автотранспортом до места назначения.
Для того чтобы победить в этой конкурентной борьбе, железнодорожной отрасли необходима капитальная реконструкция Транссиба с ликвидацией узких мест, заменой отживших свой век искусственных сооружений, полной модернизацией систем управления движением и перевозками. Такая задача поставлена политическим руководством страны и будет решаться в меру бюджетных возможностей государства и, в частности, ОАО «РЖД».
– Многие годы каждый вид транспорта вел жесткую конкуренцию между собой за грузы и пассажиров, часто ставя свои интересы выше общегосударственных. Может ли Госдума оказать влияние на транспортников, чтобы те перешли от конкуренции к сотрудничеству?
– Состояние и развитие транспорта в Российской Федерации имеют исключительное значение для нашей страны. Транспорт наряду с другими инфраструктурными отраслями обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. А наличие здоровой конкуренции стимулирует транспортные предприятия к повышению качества услуг и заставляет их придерживаться тарифов, которые формируются на рынке транспортных услуг. Во избежание различных нарушений в отрасли Государственная дума делает все, чтобы стимулировать транспортные предприятия к повышению качества предоставляемых услуг. И, конечно, законодательно ставить барьер недобросовестной конкуренции – это наша задача.
– Вы приняли личное участие в разработке изменений в федеральный закон «О железнодорожном транспорте в РФ» в целях реализации приоритетных проектов по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. В чем суть этих изменений и на какой стадии рассмотрения они находятся?
– Законопроект разработан в целях решения масштабных задач, поставленных президентом Российской Федерации, по существенному сокращению сроков реализации инвестиционных проектов. Речь идет об особенностях законодательного регулирования, которые предлагается распространить на строительство объектов железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей.
Мы предлагаем сделать это за счет ускорения темпов строительства путем оптимизации и упрощения процедур в сфере строительства, в том числе тех, которые были успешно апробированы при реализации проектов транспортной инфраструктуры для обеспечения транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами.
В апреле текущего года Государственная дума приняла законопроект в первом чтении. Законопроект был поддержан большинством голосов, за него проголосовали 276 депутатов (61,3% от состава нижней палаты парламента), но ко второму чтению его ждут серьезные доработки. В настоящее время мы ждем экспертные мнения и поправки к законопроекту от регионов.
Главная задача законопроекта – упростить процедуру получения согласований и проектной строительной документации при реконструкции и строительстве линейных объектов. Когда мы научимся решать такие вопросы за 2–3 месяца (а не в течение нескольких лет), тогда Россия станет привлекательной страной для скоростных транзитных пассажирских и грузовых перевозок и все виды транспорта будут доставлять и пассажиров, и грузы быстро, надежно и безопасно.
Транссибу и БАМу открыт зеленый
– Владимир Игоревич, проект поправок к закону о железнодорожном транспорте, призванный ускорить железнодорожные стройки, особенно на Восточном полигоне, и одобренный президентом РФ В. В. Путиным, встретил резкую критику юристов.
А каково мнение депутатов по этому вопросу?
– Мы с Вами уже говорили о необходимости модернизации железнодорожной отрасли России, развитии транспортных коридоров Запад – Восток и Север – Юг для перевозки грузов. Сейчас как никогда нам нужны прорывные инфраструктурные проекты, современные логистические решения и главное – все это нужно сделать в очень короткие сроки. При этом, как Вы знаете, темпы инфраструктурного строительства упираются в законодательные и подзаконные акты субъектов Федерации, в согласование с местными чиновниками, сложную и довольно запутанную схему принятия решений. Именно это и обусловило появление поправок о создании особого законодательного режима для строительства крупного и значимого для экономики инфраструктурного объекта. Это необходимая мера. Комитет по транспорту и строительству это понимает и концептуально данный законопроект поддерживает. Конечно, и у нас есть целый ряд замечаний, касающихся судебных решений об изъятии земель, проведения общественных слушаний, экспертизы. Они изложены в решении комитета при подготовке законопроекта к первому чтению. Думаю, к моменту рассмотрения законопроекта во втором чтении все эти вопросы будут урегулированы.
– Что технически нужно Государственной думе, чтобы принять в весеннюю сессию «строительный закон о БАМе и Транссибе» во втором чтении?
– Государственная дума при рассмотрении этого законопроекта работает в плановом порядке. С 1 по 21 апреля в соответствии с регламентом комитет принимал поступающие поправки к законопроекту. Сейчас идет работа над подготовкой текста законопроекта ко второму чтению.
По материалам:
https://www.rzd-partner.ru/logistics/interview/vladimir-afonskiy-seychas-kak-nikogda-nam-nuzhny-proryvnye-infrastrukturnye-proekty/
Беседовал Олег Дьяченко