- Законопроект, уточняющий правила работы наблюдателей на выборах всех уровней считаю своевременным. Пакет поправок одобрил в понедельник комитет Госдумы по конституционному законодательству. На мой взгляд,  предлагаемые поправки  конкретизируют более общие положения законопроекта.

Например, выдвигаемое коммунистами положение о пяти наблюдателях на участке. Вопрос: зачем? Во-первых, большинство избирательных участков не предполагает возможности разместить 20-30 наблюдателей. Да и на практике это совершенно не нужно. Один наблюдатель находится в помещении комиссии, второй сопровождает выездное голосование. Обычно так организуется работа наблюдателей. Давайте не будем забывать и о том, что у каждой партии есть еще и члены комиссии с правом совещательного голоса и решающего голоса. То есть 3-4 человека от каждой парламентской партии на каждом избирательном участке и так есть. Задача наблюдателей: следить за ходом голосования и фиксировать нарушения, если они появляются, а не мешать работе комиссий.

Не вижу проблемы и в закреплении наблюдателя за своим участком. Если партия ответственно подходит к избирательной кампании, то чаще всего наблюдателями становятся агитаторы по данному участку, то есть те люди, которые здесь живут и придут наблюдать за ходом голосования.

Допуск на участок не позднее чем за час до начала голосования продиктован регламентом работы комиссии. Именно за час наблюдателям предъявляются списки и бюллетени, опечатываются урны для голосования. Закрепление права наблюдателей на фото- и видеосъемку (с уведомлением председателя комиссии)  и удаление наблюдателей с участка за нарушение законодательства о выборах только по разрешению суда  предполагает большую защищённость наблюдателей и расширяет их возможности с целью качественного исполнения ими своих обязанностей.