«ВИМ-Авиа» поставила туристический рынок на грань коллапса.  В Госдуме в ответ предложили ввести финансовый мониторинг авиакомпаний, чтобы впредь не допустить возможных кризисов.
Очередное в 2017 году обострение ситуации вокруг авиакомпании «ВИМ-Авиа» поставило туристический рынок России на грань коллапса. В понедельник, 25 сентября, перевозчик полностью прекратил выполнять чартерные рейсы. В результате, по разным оценкам, за границей «застряли» от 43 до 100 тысяч россиян, а масштаб проблемы потребовал вмешательства Минтранса и Росавиации.

Массовые и длительные задержки вылета рейсов «ВИМ-Авиа» начались ещё летом. Тогда в авиакомпании объяснили «временные трудности с расписанием» сезонными факторами, а также поздним возвращением самолётов из технического обслуживания. После вмешательства Росавиации ситуацию удалось сгладить, однако финансовые трудности перевозчика вновь дали знать о себе в конце сентября.

За последние двое суток компания из-за долгов перед заправочными организациями задержала более 10 рейсов из московского аэропорта «Домодедово». Навалившиеся экономические проблемы вынудили «ВИМ-Авиа» с 25 сентября прекратить выполнять все чартерные рейсы, в том числе по 16 международным маршрутам. В итоге, по разным оценкам, за границей «застряли» от 43 до 100 тысяч россиян.

В Ассоциации туроператоров России уже предупредили, что ситуация с «ВИМ-Авиа» может привести к кризису на туристическом и авиационном рынках. Глава Федерального агентства по туризму Олег Сафонов подтвердил, что тяжёлая финансовая ситуация в компании, которую перевозчик официально признал 26 сентября, отразится на положении всех крупных туроператоров: «Интурист», TUI, Mouzenidis Travel и Coral Travel. При этом чиновник заверил, что коллапса в связи с прекращением авиакомпанией чартерной программы не будет.

Как говорится в сообщении, опубликованном на сайте «ВИМ-Авиа», компания «рассчитывает на поддержку госорганов, а также партнёров из туристической отрасли» и планирует введение антикризисного управления. В Росавиации также отметили, что, поскольку перевозчик не может осуществлять полёты без дополнительного финансирования, в компании будет введено внешнее управление. Минтранс, в свою очередь, уже начал работу над вопросами предоставления «ВИМ-Авиа» господдержки.

Пока что рейсы перевозчика были переведены из московского аэропорта Домодедово, перед которым у компании имеется многомиллионная задолженность, во Внуково. Российские власти пообещали обеспечить возврат на родину всех клиентов «ВИМ-Авиа», для оставшихся за границей российских туристов организована горячая линия. Кроме того, Росавиация и следственные органы начали проверку авиакомпании, а некоторые перевозчики выразили готовность взять на себя часть внутрироссийских маршрутов должника.
Дальнейшая судьба «ВИМ-Авиа» остаётся туманной. В Минтрансе заявили, что Росавиация сможет ограничить глубину продаж билетов на рейсы перевозчика и перераспределит ответственность за перевозку пассажиров на конкретных направлениях, если та «не сможет выполнять рейсы». Эксперты, в свою очередь, проводят параллели между «ВИМ-Авиа» и некогда крупнейшей частной компанией «Трансаэро». Последняя более двух лет назад оказалась в похожей ситуации, когда долги и лизинговые обязательства не позволили перевозчику продолжать операционную деятельность. В итоге «Трансаэро» была объявлена банкротом.

Не безопасностью единой
Впрочем, как сообщил «Парламентской газете» заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов, пока что речи о банкротстве «ВИМ-Авиа» не идёт. Дальнейшие шаги станут известны через неделю, когда Росавиация закончит внеплановую проверку авиакомпании.

«Сейчас этому перевозчику надо определить, какие есть у него финансовые возможности, чтобы продолжить свою операционную деятельность. В постоянном рабочем режиме, круглосуточном решаются эти вопросы», — отметил Окулов, добавив, что МЧС для помощи в возвращении туристов привлекать не будут.

По оценкам чиновника, задолженность «ВИМ-Авиа» перед кредиторами только в аэропорту Домодедово превысила полмиллиарда рублей. При этом, подчеркнул Окулов, перевозчик пока не обращался в Минтранс с просьбой о предоставлении госгарантий. В ведомстве на данный момент стараются понять размер бедствия.

«Нам сегодня надо предусматривать разные сценарии развития и в первую очередь думать о том, как организовать в стране перевозку авиапассажиров по безальтернативным маршрутам, например, в Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск. Сейчас Минтранс ведёт переговоры с авиакомпаниями, чтоб подставили плечо», — сказал замминистра.

Вместе с тем первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Виталий Ефимов считает, что неофициально «ВИМ-Авиа» при долгах на сумму свыше 500 миллиардов рублей уже можно считать банкротом. Хотя депутат не исключил, что руководство компании в конечном итоге найдёт необходимые средства или Правительство РФ пойдёт навстречу перевозчику.

Вместе с тем парламентарий подчеркнул, что на данном этапе важна не столько дальнейшая судьба «ВИМ-Авиа», сколько поиск ответа на вопрос, как не допустить аналогичных ситуаций впредь.

«Безопасность полётов у нас одна из лучших на мировом уровне. А вот всё, что касается мониторинга финансового, экономического состояния авиакомпаний, у нас слабое звено. Заниматься этим может Минэкономразвития, например, но следить за рынком нужно», — заявил Ефимов «Парламентской газете».

Кроме того, депутат предложил сконцентрироваться на борьбе с овербукингом при продаже авиабилетов. Прекращение подобной практики, по его мнению, финансово оздоровит рынок.

«Решать эту проблему не обязательно законом, достаточно приказа профильного министра», — добавил парламентарий.

«То, что необходимо принимать определённые меры, чтобы не страдали наши пассажиры, это правда. Всё, что касается жизни, здоровья и благосостояния граждан, должно быть под контролем государства. Поэтому, вне сомнения, необходимо вводить некий мониторинг», — согласился с коллегой член Комитета нижней палаты по транспорту и строительству Владимир Афонский.

Депутат в комментарии «Парламентской газете» также предположил, что в дальнейшем могут быть предприняты меры по дополнительному страхованию пассажиров от финансовых проблем авиакомпаний. При этом, подчеркнул он, все решения «не должны ни коим образом повлиять на качество обслуживания и на стоимость авиаперевозок».

В заключение Афонский добавил, что ситуация вокруг «ВИМ-Авиа» детально будет обсуждаться как в думском Комитете по транспорту, так и на пленарном заседании Госдумы. По его словам, депутаты обсудят, как законодательно не допустить подобных проблем в дальнейшем.

Справка
Авиакомпания «ВИМ-Авиа» была создана в 2002 году директором фирмы «Аэрофрахт» Виктором Меркуловым. В ноябре 27 ноября перевозчик получил свидетельство эксплуатанта на право осуществления грузовых и пассажирских авиаперевозок. Первое время компания преимущественно совершала рейсы во Вьетнам, Китай и Таиланд. Парк «ВИМ-Авиа» состоял из восьми самолётов: по четыре Ил-62М и Ан-12.

Уже в 2004 году перевозчик начал масштабную программу по полной замене и расширению самолётного парка. У компании Condor GmbH были закуплены 12 Boeing 757-200, что позволило «ВИМ-Авиа» занять свою долю на самых массовых чартерных туристических направлениях в Египет, Тунис, Турцию, а также осуществлять рейсы в Западную Европу.

С 2005 года компания открыла регулярные рейсы в Сочи и Уфу, а в 2007 году перевозчик, как говорится на сайте «ВИМ-Авиа», занял первое место среди всех российских авиакомпаний по пассажирообороту на рынке чартерных рейсов. При этом значительно расширилась сеть регулярных маршрутов в российские города. В настоящее время в неё входят Благовещенск, Владивосток, Екатеринбург, Иркутск, Краснодар, Магадан, Новосибирск, Омск, Петропавловск-Камчатский, Челябинск, Якутск и другие. На июль 2017 года воздушный флот «ВИМ-Авиа» состоял из 23 самолётов. Из них шесть судов производства Airbus, остальные — Boeing.

Кроме того, в июле 2017 года авиакомпания подписала с лизинговой компанией ИФК соглашение о передаче перевозчику 15 российских среднемагистральных самолётов МС-21. Договорённости предусматривают поставку воздушных судов в течение 2021-2024 годов, срок лизинга — 12 лет.

Вместе с тем претензии к «ВИМ-Авиа» в текущем году возникли не в первый раз. В 2007 году компания была названа руководителем Росавиации Евгением Бачуриным одним из перевозчиков, чаще всего задерживающих вылеты чартерных рейсов. С ноября 2011 года по апрель 2012 года предприятию было запрещено совершать полёты в Европу. Ситуация обострилась в 2016 году, когда среднее время задержки рейсов «ВИМ-Авиа» составило около 16 часов, а максимальное — 40 часов.

Проблема компании рассматривалась на совещании в Федеральном агентстве воздушного транспорта, где для нормализации положения было принято решение о начале перевозчиком обновления и пополнения воздушного парка. Однако в 2017 году ситуация не изменилась. По данным Генпрокуратуры, компания за восемь месяцев задержала 12 процентов рейсов, также существенно увеличились её долги по зарплате и перед аэропортами.

По материалам:
https://www.pnp.ru/economics/vim-avia-postavila-turisticheskiy-rynok-na-gran-kollapsa.html
Автор: Иван Рощепий, Ксения Редичкина