Водители в нетрезвом состоянии – одна из самых серьёзных опасностей на дорогах
«Ежегодно по вине пьяных водителей происходит все больше и больше ДТП. Более того, как отмечают представители ГИБДД, каждый четвертый водитель, задержанный в состоянии алкогольного опьянения, ранее уже привлекался к ответственности за управлением автомобилем в нетрезвом состоянии. Необходимо ужесточить наказание для водителей, которые сели за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и совершили аварию, повлекшую гибель людей». Об этом заявил федеральный координатор проекта «Безопасные дороги» партии «Единая Россия», заместитель председателя комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Владимир Афонский, комментируя инициативу Председателя Государственной Думы, который предложил ужесточить наказание за ДТП, участники которых находились в нетрезвом состоянии.

«По данным ГИБДД, в 2018 году произошло 15 тысяч 166 дорожно-транспортных происшествий с участием водителей в состоянии опьянения. Погибли четыре тысячи 296 человек, ранения получили 20 тысяч человек. Если действующее законодательство неэффективно, необходимо вводить более жесткие наказания для пьяных водителей», – заявил депутат Афонский.

Сегодня такие преступления считаются неумышленными и наказание за них мягче, чем для преступника, совершившего убийство при других обстоятельствах. Так, согласно статье 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», при причинении смерти двум и более лицам нетрезвым водителям грозит лишение свободы на срок от четырёх до девяти лет. Тогда как за умышленные преступления, которые относятся к группе особо тяжких, максимальное наказание превышает 10 лет заключения.

«Если человека не останавливает административное законодательство или мягкие санкции Уголовного кодекса, то это значит, что наказание необходимо усилить. Водители, которые сели за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и совершили аварию, повлекшую гибель людей, должны нести повышенную ответственность», – убеждён парламентарий.

«Считаю, такие действия водителей надо приравнивать по уровню общественной опасности к умышленным убийствам, и ответственность должна быть соответствующая, – пояснил Владимир Афонский.
В настоящее время этот вопрос прорабатывается в Государственной Думе с участием профильных комитетов. Поправки, приравнивающие нетрезвых водителей к потенциальным убийцам, могут быть рассмотрены палатой уже в текущую сессию.

Афонский констатировал, что борьба с этим явлением имеет уже свою непростую историю. Так в 2013 году депутаты предлагали конфисковывать машины у пьяных водителей, которые повторно сели за руль в нетрезвом виде. В 2015 году была предпринята попытка лишать на 20 лет водительских удостоверений водителей, совершивших ДТП и управляющих автотранспортом в нетрезвом состоянии. Разработчики законопроекта отказались от радикального решения проблемы, так как они были уверены, что автомобиль нельзя приравнивать к орудию убийства и нельзя конфисковывать машину для выплаты компенсации потерпевшим. Но проблема пьяных водителей и сегодня остается чрезвычайно актуальной.

«Особенно это заметно в предпраздничные и выходные дни. Так в Воронеже 8 марта 2019 года остановили 33 водителя, севших пьяными за руль. В Калининградской области в Международный женский день сотрудники Госавтоинспекции задержали на дорогах 16 нетрезвых водителей. Троих из них повторно. На территории Псковской области полиция выявила 10 нетрезвых водителей, которые ранее уже подвергались административному наказанию за аналогичное правонарушение», – привёл статистику ведомства координатор партпроекта.

Управление автомобилем в нетрезвом состоянии справедливо ставить в один ряд с умышленным убийством, так как водитель понимает свое состояние и может оценить все последствия», – добавил федеральный координатор партпроекта «Безопасные дороги».

Опыт решения проблемы уже существует. К примеру, в Белоруссии, если водитель повторно в течение года попался пьяным, то автомобиль (независимо от того, кому он принадлежит) изымается в собственность государства», – рассказал депутат.

«По данным ГАИ Беларуси, количество смертей на белорусских дорогах последние 20 лет неуклонно снижается. Но, несмотря на это, в Министерстве внутренних дел Белоруссии анонсируют ужесточение мер для неисправимых нарушителей, для тех, кто повторно садится за руль в нетрезвом состоянии, вплоть до пожизненного лишения права на управление автомобилем. Мы можем и должны распространить эту норму только на те автомобили, которые находятся в собственности нарушителя», – предлагает Афонский.

«В законопроекте об усилении ответственности для водителей, совершивших ДТП в состоянии алкогольного опьянения, повлекшее гибель людей, предлагается увеличить наказание до 15 лет лишения свободы, когда речь идет о гибели двух и более людей, до 12 лет, если ДТП повлекло гибель одного человека, и до семи лет, если человек получает тяжкий вред здоровью. Ужесточение наказания за совершенное дорожно-транспортное происшествие водителем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения будет справедливым решением.», – заключил Афонский.