Владимир Афонский: "Кадастровую оценку земли и недвижимости должно проводить государство"
На очередном заседании комитета по вопросам собственности депутаты рассмотрели четыре вопроса.

По проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)" в части наделения государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" функциями по проведению процедуры банкротства страховых организаций было принято решение рекомендовать Госдуме принять законопроект во втором чтении с учетом внесенных поправок, включая поправку, внесенную Александром Хинштейном и Владимиром Ресиным. Поправкой предлагается ввести особый порядок банкротства строительных организацийи право юридического лица осуществлять выкуп имущества банкротящейся организации в виде земельных участков, объектов незавершенного строительства с целью дальнейшей достройки с сохранением прав требований перед гражданами. В настоящее время право выкупа таких объектов имеют только жилищно-строительные кооперативы, созданными из числа граждан.  

По второму вопросу - "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О внесении изменений в статью 9.1. Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в части ограничения размера неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору займа, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой - комитет решил утвердить заключение и рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Депутаты поддержали концепцию законопроекта, поскольку она позволит уменьшить риски граждан – заемщиков по ипотечным договорам приобретения квартир.  
Третьим вопросом члены комитета рассмотрели проект заключения Комитета по проекту федерального закона "О государственной кадастровой оценке в Российской Федерации" и концепцию проекта  федерального закона с тем же названием. Законопроект "О государственной кадастровой оценке в Российской Федерации" представил Иван Грачев, с содокладом выступил Владимир Афонский. Парламентарий не согласился с равенством понятий кадастровой и рыночной стоимости, а также усомнился в справедливости предлагаемой методики массовой оценки:

- В течении трех месяцев я провел серию встреч с представителями малого и среднего бизнеса по обсуждению правоприменительной практики федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и столкнулся с тем, что существующая система оценки не является оптимальной и вызывает значительные разночтения при ее применении на практике. Обсуждаемый сегодня законопроект по сути транслирует уже существующие проблемы в подходе к кадастровой оценке. Я убежден, что нельзя уравнивать понятия кадастровой и рыночной стоимости, потому что "рынок" в настоящее время достаточно подвижен и цена земли и недвижимости может изменяться несколько раз в год, а закрепление оценочной стоимости предлагается сразу на три года. Кроме того, считаю, что методика оценки еще крайне несовершенна и требует значительной доработки.

Депутаты согласились с тем, что рыночная стоимость объекта по определению не может быть точной и всегда сохраняется риск её оспаривания, что в совокупности с отсутствием единой методики, критериев и стандартов оценки неизменно будет инициировать бесконечные оспаривания установленной таким образом стоимости объекта налогообложения. По мнению депутатов, несостоятельность такого подхода подтверждается большим количеством судебных споров. Решением комитета Госдуме рекомендовано отклонить данный законопроект

Затем депутаты обсудили концепцию законопроекта "О государственной кадастровой оценке в Российской Федерации", предлагаемого Правительством РФ. Законопроектом определяются правовые основы проведения государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации. Предлагается, осуществлять кадастровую оценку на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур проведения государственной кадастровой оценки на каждом этапе их проведения и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости.