Депутаты Комитета рассмотрели проект федерального закона № 435364-6  «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части введения процедуры электронных аукционов на право заключение договоров на реализацию государственного и муниципального имущества, имущественных прав).
    Как отметил Владимир Афонский, целью принятия законопроекта является унификация более 30 предусмотренных отраслевым законодательством процедур проведения аукционов путем перевода их в исключительно электронную форму.
По мнению авторов законопроекта, предусмотренное им размещение всех документов и сведений в едином источнике, единая аккредитация на всех электронных площадках, единообразный состав документов, проведение универсальной процедуры подачи ценовых предложений, упрощение порядка рассмотрения документов претендента, заключение договора в электронной форме позволит сократить избыточные барьеры для предпринимателей и граждан в приобретении имущества и имущественных прав и обеспечить переход на единое экономическое пространство в стране.
Принявшие участие в обсуждении законопроекта депутаты, поддержав в целом целесообразность расширения сферы использования электронных аукционов, отметили, что  отсутствуют обоснования для отказа от проведения классических («молоточных») аукционов в сфере приватизации государственного и муниципального имущества. В частности, необходимо учитывать мировой опыт проведения аукционов за последние 300 лет, а также активное использование в настоящее время "смешанных" аукционов, когда применяется одновременно классическая и электронная формы подачи заявок.
    С 2010 года Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусматривает возможность проведения торгов по приватизации в электронной форме. Однако практика электронных продаже в данной сфере не наработана, поэтому преждевременно делать однозначный вывод о сравнительной эффективности применения классической и электронной форм продажи. Практика приватизации показывает, что электронные торги, как правило, используются для продажи имущества невысокой ценовой категории.
    Как пояснил в своем докладе В.И.Афонский, законопроект оперирует только понятием «электронные аукционы» и требует, чтобы все аукционы по продаже государственного имущества, для которых допускается электронная форма, проводились именно так. В то же время инструментарий приватизации насчитывает, кроме аукциона, еще 4 способа приватизации, которые могут проводиться в электронной форме, но при этом не являются аукционами. Однако законопроект не регулирует проведение в электронной форме других видов продажи имущества. Значит, на практике при приватизации не будет устранен разнобой в правовом регулировании различных видов продажи и не будет достигнута цель законопроекта - универсальность всех процедур электронной продажи и развитие конкуренции.
    Следует также учесть, что на территории целого ряда субъектов Российской Федерации, муниципальных образований отсутствует доступность надежного скоростного доступа к сети «Интернет» и к услугам удостоверяющих электронную подпись центров. Таким образом, обеспечение равного доступа всех претендентов к приватизации при ее проведении исключительно в электронной форме не будет достигнуто.
Законопроект предполагает, что денежные средства в обеспечение участия в электронном аукционе находятся на счете площадки, что противоречит Закону о приватизации, согласно которому задатки претендентов для участия в торгах хранятся на счетах государственного Казначейства.
Члены Комитета полагают неприемлемыми положения законопроекта, согласно которым становится возможным признать успешно проведенный аукцион несостоявшимся в случае, если все участники не соответствуют установленным требованиям, поскольку такая практика нарушает права участников гражданского оборота. Предложенная правовая конструкция позволяет отменить результаты аукциона в случае, если победил «не тот» участник, т.е. создает условия для коррупции. Представляется, что существующие правовые инструменты позволяют обеспечить участникам аукциона полноценное участие в нем без риска последующей отмены его результатов.
Необходимость широкого применения электронных торгов при приватизации государственного и муниципального имущества не является основанием для прекращения проведения классических торгов по продаже имущества, которые также имеют свои достоинства и привлекательные стороны для покупателей. Проведение электронной приватизации должно проводиться постепенно, с учетом особенностей спроса на имущество, готовности операторов торгов и возможностей отдельных собственников государственного и муниципального имущества.
Как рассказал Владимир Игорьевич, депутаты Комитета рекомендовали ответственному комитету предложить авторам законопроекта доработать его, учесть замечания Комитета по вопросам собственности в части продажи государственного и муниципального имущества и внести в Государственную Думу новую редакцию.