Перевозчики будут отвечать за срок доставки груза по одним правилам
Законопроект, предлагающий уравнять ответственность ОАО «РЖД» за нарушение сроков доставки грузов с коллегами по ЕАЭС, направлен в различные органы исполнительной и законодательной власти.

Как стало известно «Гудку», комитет по транспорту и строительству Госдумы РФ направил в различные органы исполнительной и законодательной власти для внесения предложений законопроект, предлагающий уравнять ответственность ОАО «РЖД» за нарушение сроков доставки грузов с коллегами по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) и альтернативными видами транспорта. Сбор замечаний к документу продлится до 20 октября.

Напомним: в июле группа депутатов нижней палаты парламента подготовила законопроект «О внесении изменений в ст. 97 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта РФ». Предлагается размер пени, взыскиваемой с перевозчика за каждые сутки просрочки доставки грузов, порожних вагонов и контейнеров, установить на уровне 6% от провозной платы, при этом общая сумма пени не должна превышать 50%. Разумеется, в том случае, если перевозчик не смог доказать, что срыв сроков доставки произошёл не по его вине. Сейчас суточная пеня и максимальная сумма ответственности составляют 9% и 100% от провозной платы соответственно. То есть на 12-е сутки доставка становится бесплатной. При этом на воздушном и внутреннем морском транспорте размер ответственности не превышает 50% провозной платы. А при перевозке автотранспортом, в свою очередь, сроки доставки и размер пени устанавливаются в договорном порядке.

В ОАО «РЖД» считают, что перемены в этой области назрели давно. Количество просрочек доставки на железнодорожном транспорте значительно выросло после передачи вагонного парка операторским компаниям. К примеру, сейчас под погрузку подаётся вагон конкретного владельца, в связи с этим при наличии на станции порожних вагонов, готовых обеспечить погрузку, подсылаются другие вагоны, что вызывает «затаривание» железнодорожной станции. При этом возможности инфраструктуры за последние годы существенно не увеличились, а средства, которые могли бы пойти на её ремонт, возвращаются главным образом владельцам вагонов в виде пени за просрочку доставки.

«Речь идёт не о снижении ответственности, а о выравнивании условий с другими видами транспорта и другими железнодорожными перевозчиками в рамках ЕАЭС – условия функционирования должны быть конкурентными, – сообщили в РЖД. – В международном праве при перевозках по нормам Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС) пеня устанавливается в размере 6% за каждый день просрочки, но не более 30% от суммы провозной платы. В рамках консультативного совета при «Единой России» депутаты предложили распространить такой вариант и на внутрироссийские перевозки. Была идея максимально гармонизировать международное законодательство с российским и установить одинаковую ответственность, так как подвижной состав, инфраструктура и условия приёма груза к перевозке для внутренних и международных перевозок одинаковы. Однако в финальной на сегодняшний день версии документа порог составляет 50%».

К слову, в Белоруссии и Казахстане суточная пеня составляет 6 и 5% от провозной платы, но не более 30 и 50% соответственно. Разработчики законопроекта в пояснительной записке к нему подчёркивают, что изменение ответственности перевозчика позволит привлечь дополнительные средства на развитие локомотивного хозяйства, строительство и ремонт инфраструктуры, что автоматически скажется на увеличении скорости доставки грузов.

«При этом документ не отменяет права грузоотправителей и грузополучателей на качественную и своевременную доставку и не исключает применения к перевозчику мер ответственности, установленных как внутренним, так и международным законодательством», – говорится в пояснительной записке.

Один из авторов законопроекта, член комитета ГД по транспорту и строительству Владимир Афонский, пояснил «Гудку», что после сбора всех отзывов и предложений документ изучит правовое управление Госдумы, после чего его включат в примерную программу законотворчества.

«Первое чтение законопроекта, как предполагается, пройдёт в декабре, после чего мы ожидаем рассмотрения поправок – их, скорее всего, будет немало, так как документ вызвал весьма оживлённую дискуссию», – подчеркнул господин Афонский.

Эксперты считают инициативу своевременной. По словам президента НП «Гильдия экспедиторов» Семёна Резера, для улучшения ситуации на рынке грузоперевозок стоит не только уравнять перевозчиков в условиях работы, помимо прочего необходимо тщательно изучить все причины, по которым происходят задержки доставки грузов, и стараться максимально нивелировать их влияние.

По материалам:
http://www.gudok.ru/freighttrans/?ID=1389366
Автор: Константин Мозговой
фото: Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО «Ржд»